ПредисловиеКогда-то (до прошлого года включительно) в Екатеринбурге ежегодно проводился
ГотикФест - осенний околоанимешный фестиваль, посвященный Хэллоуину. Для меня (как и для многих других участников и зрителей) он всегда был событием совершенно особенным, выделяющимся из череды других аниме-фестов. К сожалению, по ряду причин от дальнейшего проведения этого фестиваля решили отказаться, что многих сильно расстроило. А вот группа энтузиастов взяла, и сделала заместо почившего ГотикФеста свой фестиваль - Хэллоуин Фест. Так вот, абстрагируясь пока от того, как собственно ХФ прошел, хочу сказать: то, что он прошел - это уже само по себе отлично. И люди, которые не просто жалуются в уютных дневничках на то, что "им не нравится", а готовы к активной работе и созданию чего-то своего - вызывают уважение.
И второе: мероприятие делалось, можно сказать, "на коленке" - за два месяца, командой организаторов, не имеющих какого-либо опыта в проведении аниме-фестивалей. Понятно, что прохождение по всем известным граблям при таком раскладе неизбежно - вопрос был лишь в том, насколько это будет выраженным и заметным для зрителей. Но в целом, это только со стороны кажется, что все проблемы можно элементарно предусмотреть и предотвратить - на деле обычно все оказывается несколько сложнее.
Примерно в таком аспекте и надо рассматривать нижеследующий отзыв о фестивале. Огульные поливания грязью феста за ошибки "детского возраста" я не приветствую, но и сдерживаться в критике тоже не считаю нужным (а поводов для критики, конечно, достаточно - более чем).
Ну и напоследок перед прочтением еще одно замечание: неделей ранее ХФ посетил
Момиджи (челябинский фестиваль) в сходном амплуа, поэтому удержаться от сравнений было сложновато.
Глава первая: One does not simply walks into ДК ВИЗчитать дальшеК месту проведения шабаша мы с Олей подъехали ориентировочно к 11 часам. Нет, адской извивающейся хвостом на улицу очереди анимешников видно не было. Но зато адская шарообразная очередь наблюдалась прямо в фойе - где происходило обилечивание участников и приглашенных гостей. Билеты продавал один (один, одна штука) человек, при этом по ходу процесса надо было расписаться в бланке и проставить несколько штампов на сам билет. Не надо быть Вангой, чтобы предсказать - очередь двигалась крайне черепашьими темпами.
Тем временем, отдельные личности, отстояв в очереди энное количество минут, достигали просветления - оказывается, стоять в этой самой очереди НЕ НАДО. Пройти в основное фойе и гулять по всему ДК можно было совершенно невозбранно - никто ничего не проверял, охраны как класса обнаружено не было. Насколько я знаю, какие-то попытки проверок делались позже во время запуска в зрительный зал, но были они вялыми и при желании легко обходились. В целом - любой мог смело гулять вообще везде, что для меня выглядело крайне дико. Непонятно, зачем вообще было тогда затевать всю возню с печатями, контролями на билетах и прочим.
Кстати, по билетам уже прошлись все кому не лень, но они таки были забавными. На прошлом фесте нам по недосмотру в типографии отпечатали всю партию ровно в два раза меньше заданного размера, получились эдакие чиби-билеты. Такое впечатление, что здесь получилось наоборот: по макету для маленьких билетов сделали отпечатки в два раза больше, поэтому своей бодрой пикселизованностью они напоминали пиратский бутлег. Программки выглядели еще более адово - с ручными правками, вымарываниями и добавлениями. Но мне это показалось даже милой такой деталью: чувствуешь, как будто держишь в руках эксклюзив - кто-то ведь старался, рисовал все эти исправления вручную для тебя. )
Итак, проникнув внутрь, я отправился бродить туда-сюда в ожидании начала программы. Большинство окружающих отчего-то были твердо уверены, что я являюсь организатором фестиваля - поэтому задавали мне всевозможные вопросы, предъявляли претензии и даже давали бесплатные советы. Поначалу я вежливо отбрыкивался, но потом принялся водить людей в гримерки, помогать с ориентацией на местности и коммуницировать возникающие проблемы наверх - т.к. все равно заняться было особо нечем. Плюс я более-менее знал ДК, в котором мы выступали на прошлогоднем Фестивале Фантастики и Фэнтези с постановкой по Dr. Horrible.
Если говорить про сам ДК, то для проведения аниме-фестов он приспособлен весьма относительно. Во-первых, он маленький - что в случае с ХФ играло только на руку (не было ощущения, что зал и холлы пустуют при не слишком большом числе пришедших), но на будущее он совершенно точно станет мал. Во-вторых, все эти запутанные переходы между фойе, гримерками и сценой крайне неудобны. Побегав несколько раз туда-сюда за кулисы и обратно в зал начинаешь ценить и любить родной ДК Лаврова - настолько в ДК ВИЗ бестолково проложены маршруты. Зайти в зал можно было только через две двери сзади, правая из которых всегда была закрыта. Единственной возможностью попасть в правую часть зала было дойти по проходу до сцены и пройти прямо перед ней. Понятно, во время выступлений все только этим и занимались - ходили, бегали, прыгали и просто прогуливались в полный рост перед сидящими зрителями и жюри. Ну, особо совестливые пробегали пригнувшись в позе атакующих ниндзь, что выглядело довольно забавно. Ругаться на подобное поведение бессмысленно, т.к. оно было обусловлено исключительно конструктивными особенностями зала и единственным (?!) открытым входом в зал.
Глава вторая: Считаем овечек
Раз уж начали с орг. моментов, предлагаю сразу покончить с большинством из них сразу, чтобы потом не отвлекаться.
Звук - ахилессова пята любого фестиваля. С ним обычно плохо у всех и всегда (ну, по крайней мере зрители так считают), так что оценки выставляются по отрицательный шкале: от "терпимо" до "ужас-ужас-ужас". Здесь было примерно на уровне "ужас обыкновенный". Немалую лепту в это внес чудесный местный "специалист" из работников ДК. Его отношение к происходящему и манеру общения в стиле "на дык а хуле?" я успел оценить еще в начале дня, когда мы с Андреем заходили обсудить вопросы подключения ноутбука. Ну и Андрей, конечно, сам тоже отжигал по-всячески: громкость, гуляющая всегда в противоположную от нужного уровня сторону, обрывы фонограммы - это ошибки оператора ноутбука. Плюс не понравилось, как была организована работа экрана - там постоянно было мельтешение разных программ, картинки показывались весьма избирательно и в маленьком окошке просмотрщика. Ну а общий адски долбящий в уши и хрипящий уровень звука, а также заваленные неотстроенными микрофонами выступления некоторых караокеров - это скорее к ДКшному звуковику.
Свет. Очень часто создавалось ощущение, что его не хватало. Не понравилось, что в начале большинства дефиле был приглушен и на полную включался только где-то в середине выхода.
Ведущие. Ничего плохого о Рей и Риоко в качестве ведущих сказать в целом не могу - как минимум, хороший и крепкий средний уровень они точно вытягивают. Ну, костюмы, понятно - отличные (Рей на Тату таки не была похожа, нет =)). Но после отличного ведения, которое можно было наблюдать на Момиджи 2011, хотелось бы увидеть больше какого-то заранее подготовленного действа, интересного развития и раскрытия темы - думаю, фестивалю это пошло бы сильно на пользу.
По программе шли с небольшим опозданием, но без криминала. Не очень понравился внезапно пропавший без объявления перерыв перед последним блоком.
Более-менее нормально и не катастрофично для кошелька поесть на фестивале, в принципе, было можно. Но хваленый Синабон не понравился - terribly overpriced. Ну не стоит эта булка ста рублей - это я как известный ценитель булок ответственно заявляю.
Уголок для фотографов был с хорошим фоном и оборудованием, а также с приветливыми ребятами-фотографами (которые, правда, поначалу явно не в курсе были, чего от них вообще ждут). Плюс адских очередей я не видел, поэтому удалось даже на паре кадров отщелкаться (надеюсь, потом дадут посмотреть). Кстати, у меня начинают заканчиваться комбинации костюма, сорочки и галстука подходящих оказии цветов, в которых я еще не успел появиться на ГФ/ХФ - надо срочно обновлять гардероб. ">
P.S. А овечкой была Ранмару - очень прикольный и няшный костюм, мне понравился. А уж плюшевый бяшка-барашка точно стал символом вечера! Подходящего фото под рукой нету, но вот зато ролик в тему.
Глава третья, в которой мы со шляпой как обычно
Ок, вы наверное уже догадались - ничего экстраординарного не произошло, я опять оказался за столиком жюри. ) Все-таки, смотреть фестиваль в таком формате гораздо интереснее, чем просто зрителем.
Система оценок была частично знакомая, частично какая-то странно-непонятная.
Главный фейл - графа "Соответствие арту" для ориджинал-дефиле. Всегда говорил и говорю (у нас тоже периодически возникают дискуссии по поводу), что нет ничего глупее оценивания оригинальных костюмов путем сличения с присланными рисунками. Какая разница, как оно нарисовано (и нарисовано ли вообще), если это придуманный костюм? Понятно, что у половины выступающих картинку не включили вообще (подозреваю, по причине ее отсутствия) - поэтому по данному критерию они получили ноль баллов, что сделало сравнение с остальными участниками весьма проблематичным. К счастью, в итоге баллы за похожесть для ориджиналов вообще не стали ни у кого учитывать.
Большинство критериев оценивалось по десятибалльной шкале, некоторые - по пятибалльной (чтобы снизить их влияние на итоговый результат). Обычно снижают рейтинг оценки за выход, чтобы сделать больший упор за костюм, но здесь почему-то урезали паек графе "Соответствие персонажу" (фэндом-дефиле). Ну, я не против - я выходы люблю. =)
Командное дефиле оценивалось по трем критериям (у нас обычно только два), так же как и одиночное. Нормально.
В сценках оценивались костюмы (по пятибалльной шкале). Всегда был резко против. Тут, вроде, сильно не повлияло.
Во время дефиле не называли номеров участников - порой было трудно ориентироваться.
Общий принцип работы жюри понравился, довольно сбалансированный (подсчет и подведение итогов по баллам + обсуждение и решение спорных моментов). Перекосов в ту или другую сторону не было, в отличие от других фестивалей, где довелось побывать: Уфа "Зачем Считать, Если Можно Все Обсудить" и наше "Все Посчитано Уже, Сидите Ровно". Кстати, я сторонник того, чтобы организаторы не принимали никакого участия в выборе победителей - на то и есть жюри, чтобы этим заниматься. Но это так, к слову.
В целом - нормально, мне понравилось.
Глава четвертая: Урфин Джюс и его деревянные солдаты
Итак, поехали по дефиле.
Одиночный фэндом был самой маловпечатляющей номинацией - хорошие костюмы были, но такого чтобы "ох ну вот крутота-то" ничего в глаза не бросалось. Запомнились/понравились:
- Тора с Эмпусой
- Шитсу
- Ранмару мило улыбалась )
- Грелль
- Рентон Торстон
- Канкан, Рин - отчего-то продинамили конкурс, а жаль.
В командном фэндоме развернулась горячая борьба между претендентами на победу, было из чего выбрать.
- Девочки с крылатыми Аями (первоисточник не читал, пусть поэтому так называются) - очень прикольно, понравились.
- Ай-скрим бэнд - заслуженное первое место, молодцы ребята. Мистер Гош - прикольный, да.
- Блэк Рок Шутер поразил размером стаффа (понятно, что двигаться с ним было трудновато).
- Сейлор Мун - неплохо.
- Танцующий Ди Грей Мэн порадовал. Сразу вспомнилась Хеталия с прошлого феста; гляжу в бланк - и правда, они же. ) Узнаваемый стиль.
Кажется, где-то здесь одни из выступающих провели ковровую бомбардировку конфетами. Выглядело слегка пугающе, вроде даже не обошлось без пострадавших. Бросать твердые предметы в зал - не самая лучшая идея.
Ориджинал (традиционно для Готики) был еще более интересен, чем фэндом. В одиночном забеге можно отметить:
- Рурушу за великолепное вживание в образ и создание атмосферы.
- Мехонемезиса за интересный костюм.
- Омскую Птицу за светящиеся глаза и отыгрыш.
- Ника понравилась тоже.
Командный ориджинал:
- Ведьмы с котлом понравились больше всех. Очень оригинальный аудио-трек и его использование - отлично!
- Рожденные хаосом и Домино - тоже молодцы, понравились.
В целом, градус получения удовольствия от происходящего постепенно нарастал: т.е. на одиночном фэндоме я немного грустил, потом постепенно настроение стало подниматься, и к командному ориджиналу стало совсем хорошо.
Глава пятая: Каша из топора
Сценки. Здесь в этот конкурс включили без разбора все подряд. Поэтому начнем с того, что сценками по сути не является:
Te Quiero Puta. Это таки танец, да (хотя хореографии как таковой там было маловато). Финальный момент с подниманием девушек под крик - прикольный. Я бы подсократил и сделал бы из выступления хороший и запоминающийся выход в командном ориджинале. )
Victoria - Спой для меня. А это караоке с расширенным действием на сцене (это там, где Футсу-чертик). Запорчено подчистую неотстроенным микрофоном - в особо пробивных вокальных моментах приходилось натурально зажимать уши, чтобы сохранить перепонки.
Mad Scientists. Это то, которое без фанеры. Не повезло ребятам, конечно, со звуковой подложкой - поэтому о чем оно было, мы так и не узнали. По хорошему, конечно, пускать на сцену не нужно было (без фонограммы или репетиции на сцене).
Fairytale. Сценка в фирменном стиле косбенда, в плохом варианте (наиболее хороший, из тех что видели - это Мулен Руж). Это когда вся внешняя часть сделана тщательно и с любовью: реквизит, музыка, костюмы, атмосфера подведена. Но при этом начисто не воспринимается суть происходящего. Полная победа формы над содержанием, бессмысленная и беспощадная. Я такое категорически не приветствую. Мое мнение: лучше сначала научиться делать интересные постановки с простыми, как три рубля, сюжетами и понятными и близкими всем проблемами, а только потом переходить к возвышенным и пафосным.
Переходим к победителям. У всех было что-то хорошее, но вместе с тем каждая не обошлась и без серьезных недостатков.
Гессекай. Когда-то смотрел в Челябинске. Здесь наконец разглядел видео. Олдскул как он есть. ) Было несколько хороших шуток. Крыса прикольная была - прилетела прямо в меня, но потом отскочила куда-то назад.
Галерея Негодяев - Женская Лига. И опять этот косбенд сделал сценку для тех, кто разбирается в хитросплетениях комиксовой вселенной супергероев. Для остальных происходящее звучит примерно как "Пришел бла-бла к бла-бла и говорит - а та знаешь, что бла-бла бла-бла?" При этом диалогов очень, очень много - хотелось бы почаще разбавлять их действием. В плюс - неплохая фонограмма, видеовставки. В минус - шутки про трусы и прочая.
РХЧП - В поисках идеального браузера. В этой сценке отлично все - сценарий, сценарий, исполнение и сценарий. После минуты просмотра был уверен, что она победит. На третьей минуте продолжал с удовольствием смотреть. А потом оно вдруг закончилось - на том месте, где должен был находиться, по моему разумению, примерно конец первой трети сценки. В итоге остались какие-то смешанные чувства - вроде бы и круто, но зачем вот так-то обрывать? Тем не менее, первое место заслуженное.
Внеконкурсных сценок было две.
Кислород. Ребята опять сильно заморочились с реквизитом, костюмами и постановкой (что само по себе, конечно, хорошо), но суть происходящего и почему оно должно меня волновать - не нашел ответа. Рекомендация аналогична Фейритейлу. Возможно, стоит попробовать поработать с другим сценаристом. У команды большой потенциал, но пока реализуется не совсем правильно, к сожалению. Но финальный танец был прикольный.
Северная рыба - Девятый этаж. Великолепная сценка, украшение сценической части фестиваля. Порадовало, что Рыба наконец смогла вырваться за рамки конкурсного ограничения по времени и сделать "долгоиграющую" постановку - при этом 17 минут субъективно пролетели очень быстро, ощущения затянутости не было вообще. Сюжетно - оно вроде бы опять стандартное "про косплей", но при этом сделано так мило и искренне, что не выглядит заезженным. В середине был косяк с фонограммой, который в контексте сценки был даже немного в тему. ) Удивило количество участвующего народа - как будто половина вообще всех участников конкурсной программы.
Глава шестая: Всемирный потоп
Из выступлений неохваченными остались только караоке и танцы.
Про караоке частично было сказано выше (см. проблемы со звуком), при этом видел не всех. Эль Блинк - отлично, как обычно. Кроулинг - нет, песня все-таки не подходит.
Танцы были по большей части просто отличные - фактически, самая сильная часть программы.
На Тракс было приятно и интересно смотреть. )
Някот с поями была забавная.
Танцующие тыковки - супер, отлично! Очень хотелось бы видеть подобное у нас на фесте.
Mad2Jay - как обычно, отжигали по полной. Момент с разбиванием кулька с водой - шикарный. Не знаю, согласовывали ли они этот аспект с организаторами, но ссылку на видео точно можно давать в наших правилах с пометкой "вот это делать на наших фестивалях нельзя ни в коем случае". Хлопушка, огнетушитель - тоже отличное хулиганство, мое почтение.
Глава седьмая, в которой Happily Ever After
Про награждение писать не буду, оно на всех аниме-фестах одинаковое - затянутое и унылое. Человек, который первый придумает и реализует интересную схему награждения на аниме-фестивале, - будет достоен нобелевки. Но фишка с роликом про фотокосплей понравилась - прикольная. Про конкурс тыков почему-то вообще забыли, а жаль - они забавные были. По конкурсу рисунка анонсированного зрительского голосования вроде тоже не проводилось. Юку Соэми с призом за лучший рисунок, кстати, незаслуженно прокатили, я считаю (впрочем, кто там был в жюри - я не в курсе).
После окончания фестиваля народ двинулся на небольшое афтерпати в яхт-клубе. Мы там побыли не очень долго - пару часов максимум, но сама идея мне понравилась (обычно на фестивале постоянно чем-нибудь занят и полноценно пообщаться со всеми не получается - а тут такое). Познакомился с командой Ленор - интересные ребята (Стас, привет!)
Заключение
Подводя итоги:
- Осенний аниме-фестиваль в Екатеринбурге все-таки состоялся - сheck.
- Масса людей получила свою порцию фана и позитива от происходящего - check.
- Фестиваль будет развиваться дальше и улучшаться - надеюсь, время покажет.
Ну и традиционные благодарности:
- Всему коллективу организаторов (Анна, Андрей, R&R и все остальные!) за фестиваль.
- Выступающим за энтузиазм и творческий подход к делу.
- Оле за все вместе. )
И до встречи на ЧибиФесте 2012!