Фильм иранского режиссёра Асгара Фархади собрал в 2011 году просто уйму престижных наград, критикой же он был обласкан и вовсе небывалым образом. На меня, пожалуй, кино произвело не столь сильное впечатление как можно было ожидать – но не могу не отметить, что показанная жизненная история действительно сильно увлекает и даёт пищу для обсуждения.

Кино повествует о довольно богатой и образованной иранской семейной паре, в которой дело движется к разводу. Симин – умная и очень красивая женщина, мечтающая эмигрировать с дочерью за границу. Надер, которому необходимо ухаживать за своим впавшим в старческий маразм отцом, на такой шаг не готов. Ну а одиннадцатилетняя Терме просто хочет, чтобы родители снова были вместе и ей не пришлось выбирать, с кем она хочет остаться. А тут ещё с нанятой сиделкой для больного отца случается несчастный случай, в котором обвиняют Надера.

Дальнейшие события развиваются сразу на нескольких уровнях. С одной стороны, мы наблюдаем почти классический жанр «судебной драмы» (с поправкой на иранские национальные особенности) – поиск улик, опрос свидетелей и томящая неопределённость до самого конца относительно того, виноват Надер в предъявленном обвинении или нет. На фоне этих событий продолжают развиваться отношения супругов между собой и с дочерью – и здесь тоже можно успеть несколько раз поменять своё мнение о том, кто более повинен во всё углубляющемся разрыве между Надером и Симин. Готового ответа «в лоб» на этот вопрос фильм не даёт, оставляя зрителю право в конце самостоятельно оценить действия персонажей.

Слегка неряшливая, бесштативная работа оператора и отсутствие фоновой музыки придают фильму сходство с документальной лентой, отчего происходящее на экране воспринимается совсем по-живому. Не менее интересно смотреть и на показанные религиозные и социально-культурные особенности Ирана.

Если вы не чураетесь неспешных фильмов жанра «за жизнь» и благосклонно относитесь к не-голливудскому кинематографу – рекомендую обязательно ознакомиться с «Разводом Надера и Симин».

7 из 10