105. [Kubrick Marathon] The Killing / Убийство (1956)
Фабула фильма могла бы с успехом послужить началом анекдота: «Собрались как-то откинувшийся вор, кассир-терпила, мент, бармен и престарелый гей ограбить ипподром...» Добавьте к этой компании лысого грузинского рестлера со спортивным разрядом по шахматам, слегка упоротого снайпера и дохлую лошадь – и вы получите все ингредиенты для удалой гайричиевской криминальной комедии. Жанр данного кино, однако, имеет мало общего с комедией – это почти классический фильм-ограбление в антураже нуара.
Соответственно, первую половину картины мы наблюдаем за методичными приготовлениями этой разношёрстной банды к «ограблению века», а вторую – за его блестящей реализацией. Ну, блестящей, положим, её можно назвать с натяжкой – как и в жизни, все обстоятельства предусмотреть даже идеальный план не в состоянии, поэтому что-нибудь просто обязано пойти наперекосяк. Само ограбление показано на оригинальный для тех времён манер: зритель видит его отдельные составляющие по очереди глазами каждого из участников, поэтому полную картину происходящего получается составить только ближе к концу.
Для Стэнли Кубрика это была первая лента, снятая с относительно приличным бюджетом и полностью укомплектованной съёмочной бригадой – правда, на мой взгляд, не всегда это пошло фильму строго на пользу (из-за того, что камера перекочевала из рук Кубрика к профессионалу, операторская работа получилась значительно менее интересной и впечатляющей чем в предыдущем фильме режиссёра – «Поцелуй убийцы»). Кроме того, это первая экранизация Кубриком чужого произведения – черта, которая будет свойственна всем его последующим картинам. Вместе с тем, как мне показалось, фирменные черты режиссёра проявляются в этом фильме отнюдь не столь ярко – пропустив открывающие титры, я бы с трудом смог поверить в то, что кино снял именно Кубрик.
Несмотря на отсутствие коммерческого успеха, фильм был достаточно тепло встречен критикой, и даже оказал определённое влияние на умы подрастающих кинематографистов. Говорят, что именно этой лентой вдохновлялся при создании «Бешеных псов» Квентин Тарантино; а маски, используемые грабителями банка в нолановском «Тёмном рыцаре», вызывают прямую ассоциацию со сценой ограбления букмекеров в «Убийстве».
В целом, кино оставляет впечатление небезынтересного и довольно крепкого в своём жанре произведения (хотя в число лучших работ Кубрика я бы его включать не стал).
7 из 10