1 августа 2009 года в 6:00 утра я проснулся безработным. На фесте я хотел пошутить, что «две недели назад начальник нашел вконтакте мои косплейные фотки, и получилось вот так вот», но не довелось. Уволился я сам, кстати, – поэтому настроение поутру было бодрое.
Собрав в котомку набор экстренного поддержания жизнедеятельности (доширак, творожок, сок, печеньки и сникерс), я выдвинулся на объект с намерением прибыть около 8:30, чтобы встречать фотографов и незамедлительно зарешивать их проблемы. Кстати, о фотографах.
Фотографы
В связи с временной нетрудоустроенностью и грядущим отъездом Рыси на Украину, решил на этот раз опять (кто-то сомневался?) сделать сборник материалов по фесту. С видео мы, слава богу, вопрос успешно решили уже давно – спасибо Винсенту Рейну. А вот с фотосъемкой ситуация от феста к фесту постоянно меняется – то пусто, то густо. Поэтому было принято стратегическое решение развивать институт аккредитации сторонних фотографов – снимки в обмен на бесплатный вход (что в нынешних ценовых условиях довольно весомо).
Но больше всего фотографов пришло, как ни странно, совершенно не связанных с анимешной тусовкой. За неделю до феста я кинул на форум е1.ру приглашение бесплатно поснимать диких людей в броских костюмах – и свердловские фотографы не замедлили откликнуться. Я был слегка в шоке, отсылая шестнадцатиименный список аккредитации на Птицу. Понятно, что часть из них не пришли совсем, но все равно – камер было реально много. Учитывая тех, с кем я познакомился уже на фестивале, общее их количество приближается к 25.
Так что со снимками нынче проблем не должно быть – совсем. Осталось только собрать всю эту гору отснятого материала (о разборе горы я даже думать не хочу). Определенно, сборники материалов выйдут знатные. Надеюсь, фотографы будут заинтересованы продолжать сотрудничество с клубом – по результатам отсмотра снятого будут сделаны соответствующие выводы, и в дальнейшем будем приглашать уже прицельно.
* * *
Так вот. Приезжаю я в ДК Лаврова, а там охрана – проворно лепит всем на руки разноцветные бумажные ленточки. Ленточки – это, я считаю, правильный организаторский ход. Кстати, об организации.
Организация
Организация была на этот раз значительно лучше чем обычно. Я даже удивился. Всё необходимое и все необходимые были на местах, классических полуторачасовых задержек не наблюдалось. Считаю, что это одно из главных достижений АБ09. Думаю, сказать спасибо за это нужно Птице и ее команде.
Косяки, конечно, были, но впечатления они не испортили:
1. Жуткие, жуткие очереди на входе в первый день. Фотографов проводил буквально с боем.
2. Задержки перед награждением в оба дня, ненужная задержка с открытием во второй (в первый день она была обоснована необходимостью таки дозапустить людей в ДК).
А в остальном – было сработано хорошо. Впрочем, надо еще дождаться финансовых выкладок.
* * *
Так вот. Проникнув в ДК, несколько часов бродил в безделье. Впервые нам был отдан на растерзание практически весь дом лавровокультуры. Отдельный этаж под ярмарку – это реально круто, мое почтение. Правда, лично у меня вызывает сомнение необходимость таких вещей, как конференции/мастер классы/прочая внезальная культ-массовая активность. Но в любом случае, места с лихвой хватило всем: и файтерам, и стиляге-бемафиози Сулико, и комиксистам, и даже уголку чайной церемонии. Я у них был, очень прикольно – приглашают посетить полноразмерную церемонию по адресу Чапаева, 3. А еще они зафигачили мне кипятку в доширак, за что можно вообще сразу памятник ставить. В отличии от Летучей рыбы (эти кипяток зажали). Хотя сам по себе факт приглашения профи вместо традиционного чайного домика расцениваю исключительно положительно. Роллы вкусные, цены не запредельные, заказать можно заранее – удобно.
Вдоволь наслонявшись, пошел в зал – исполнять свой судейский долг в составе жюри. Кстати, о жюри.
Жюри
Авторитетно заявляю, сидение в жюри – это самый приятный, легкий, дешевый и ненапряжный способ посетить аниме-фестиваль. За вход не платишь, гарантированно видишь весь фест, контролируешь ситуацию с панцу с самых выгодных мест, плюс можно ехидно комментировать вообще всё вокруг.
В этот раз к костяку из Феникса, Мартовского и меня добавились Миракля с Хико. Последняя весь фест провела за чтением комикса про Бэтмена на ноутбуке. Но что еще круче, формат бланков для оценивания (в смысле, критерии) был заранее согласован – поэтому зарешать всё по поводу распределения мест удалось более-менее здраво. Но об этом позже.
Единственное, что показалось лишним – предварительная сортировка дефиле и конкурсных выступлений по принципу «по предположительному нарастанию крутости». Считаю, что очередность выхода должна определяться строго случайным образом – чтобы общий уровень вырисовывался сразу, а не к самому концу.
* * *
Так вот. Сидим мы, значит, в окопе для жюри, шуткуем, – а тут вдруг дефиле как начнется, косплееры как повыпрыгивают! Кстати, о косплеерах.
Косплееры
Порадовали очень многие. Безмерно рад за Луняшку, занявшую первое место, – «костюм» смотрелся очень органично. Гермесова Птчыка была весьма мила – как и всегда, впрочем. Хотя, на мой взгляд, были костюмы более достойные призового места. Кировская Усаги была хороша в обоих костюмах – Серенити, я думаю, пала жертвой Несчастья Первого Выхода. Первый выход на дефиле всегда оценивать сложнее всего – потому что сравнивать не с чем.
Косплейная пара по Графу Монте-Кристо была великолепна (Варда входит в мой персональный топ косплееров), жаль сам Граф ничего не занял. Кстати, парный выход на одиночное дефиле считаю читерством – надо запрещать. Очень жаль, что ничего не заняла шикарная Юбаба – Киба, у тебя был великолепный костюм. Также отмечу симпатичную Валентайн из Гилти Гир и девушку в розовом из Темного Дворецкого.
Во второй день, в номинациях Ориджинал и Не Азия, было мало костюмов, но они традиционно были чрезвычайно хороши. Всех опять зарулили Рей и Риоко, и это не случайно. Тут речь идет даже не о какой-то повышенной сложности костюмов (хотя они выполнены безупречно), а о подлинном оживлении персонажей. Когда они выходят на сцену, становится совершенно понятно – вот, именно таким персонаж в жизни и был бы. Отыгрыш на твердые десять баллов.
Кстати, отыгрыш как обычно сыграл в распределении призовых мест весьма важную роль (даже несмотря на то, что его вклад в итоговую оценку составлял 33%). При нынешнем уровне костюмов высокие баллы за эффектность и соответствие персонажу получило довольно много претендентов, поэтому выход на сцену был часто решающим фактором. Тем более непонятно, почему многие его зафейлили. На мой взгляд, этот элемент дефиле легче всего довести до совершенства – тут ведь не надо ничего шить неделями. В общем, берите пример с Рей и Риоко – и будет вам счастье.
Из «Не Азии» очень понравились также оба костюма из Кингс Баунти (неужели кто-то помнит эту игру?), в ориджинале были милые костюмы (и, конечно, Котсуру).
Что касается командного дефиле, то его на этот раз было много. Причем во второй день командные выходы радовали гораздо больше – было видно определенное тщание в задумке и реализации. Больше всех в положительном ключе запомнились Тракс и тюменские пираты. Мне вот только интересно, победители в командном дефиле – они что, тоже все бесплатно проходят целый год на фесты? Учитывая размер некоторых команд, весьма нехилый приз получается. Думаю, командное дефиле все-таки должно быть менее престижной номинацией, чем одиночное.
В целом, косплей на этой АзииБриз был отменным. Эх, где те времена, когда я в своем винегретном костюмчике Ваша мог занимать призовые места?
* * *
Так вот. Между блоками дефилирования (которое подозрительно напоминало показ свежих тенденций этого сезона в панцувой моде) жюри яростно оценивало сценки. Кстати, о сценках.
Сценки
Страх, ужас и уныние – и даже не в Лас-Вегасе, а у нас, в Ебурге. Из всех сценок за два дня понравились только две (думаю, ясно какие). Где, спрашивается, наши местные ветераны сценического действа? Почему фест продинамили Рей и Риоко, Гермесова Птичка и прочие? Без вас плохо, срочно возвернитесь на сценарную стезю.
Не, мы реально фейспалмили на большинстве сценок. Основных претензий две: 1) Бездарные сценарии. Полное отсутствие понимания о правильной композиции, желательной длительности и интересных диалогах. 2) Ужасно записанные фонограммы – банально ничего не слышно.
Приятные исключения были.
Северная Рыба очень, очень порадовала. Тем фактом, что уровень сценок этого [постоянно меняющегося в названии] косбэнда неизменно растет от феста к феста. Ну, к безупречному качеству фанеры от Онии-тяна мы уже привыкли, а вот накал атомности шуток постоянно повышается. Сценки за авторством Митранды всегда отличались каким-то особенным милым шармом, – надеюсь, данная традиция продолжится и в дальнейшем.
БЭнтО из Кирова тоже были круты – собственно, они были даже круче. Первое место им досталось заслуженно. Все-таки, планка их уровня находится выше, хотя разрыв стремительно сокращается. Хотя, конкурсная сценка второго дня явно не в моем вкусе (бессловесный пафос меня не привлекает), да и некоторые внеконкурсные выступления тоже. Зато понравился финальный монолог – я как раз подумывал о необходимости развития темы анимешного стенд-апа.
Из остальных сценок хочется выделить «Будет мир кружиться» (косбенд AJ) – в сценарии неприкрыто светятся зачатки таланта, да и девочка играла прикольно. Отдельные моменты были неплохи в сценке про Косынку и Кавай vs. Брутальщина. В пафосной инсценировке по Гиассу можно было наблюдать искрометный tongue-in-cheek humor – правда, осталось неясным, задумывался ли он авторами. В целом, пафосные сценки на фоне неуклюжего юмора смотрелись явно выигрышнее, хотя ничего особенного из себя, на мой вкус, не представляли.
Уважаемые сценаристы, порадуйте жюри зимой! Пожалуйста.
* * *
Так вот. Помимо конкурсной программы в зале на этот раз было много, очень много выступлений. Кстати, о выступлениях.
Выступления
Солльх очень красиво пела, мне понравилось. Во второй день почему-то даже больше, чем в первый.
Металлия&Металлия привезли много номеров и ничуть не меньше шикарных костюмов. Питерцы крутые, да.
Парапары было как раз столько, сколько надо – по выступлению в начале и в конце каждого дня. Про конкурс парапары отдельно писать не буду – в качестве дебюта прошел нормально, дальше должно пойти лучше.
Выступление TRAX видел только одно, к куче девочек в коротких юбочках на сцене отношусь строго положительно.
Танцы от Маши Семеновой смотрелись хорошо – но, конечно, слегка неформатно. Хотя, в качестве сопровождения к караоке – отлично. Финальный танец от Сейрю буду смотреть на записи, надеюсь выглядело прилично.
* * *
Так вот. В первый день ничего особенного больше не происходило. Нововведение с финальным боем файтеров на большом экране показалось хорошей идеей. Само награждение прошло слегка скомканно. Хотели ведь, вроде, вынимать имена победителей из конвертов – в следующий раз, считаю, надо сделать так. В качестве призов на этот раз выдавали именные значки победителя – сугубо правильное решение.
Во второй день проходил показ возрожденного из пепла конкурса АМВ. Кстати, о конкурсе АМВ.
Конкурс АМВ
Страх и уныние, дубль два.
С одной стороны радостно, что оно все-таки было. С другой – клипов было мало, клипы были не очень. И два, и три года назад мероприятие проходило гораздо бодрее. Зато в этот раз наконец добавили дополнительные номинации от жюри – это хорошо. Правда, на безрыбье оно было слегка лишним, но все же. Еще неплохо было бы узнать состав этого жюри.
Все наши признанные свердловские клипмейкеры конкурс продинамили. Из знакомых имен были новоуральские Каге и Кадзе – но работы были значительно ниже их потенциала. Участвовала Делкатти с каким-то старым клипом, в котором традиционно всех поздравляли с Новым годом. Лично я стиль Делкатти (cut-n-paste) не люблю, но, надо признать, из всех участвующих работ он смотрелся наиболее выигрышно.
По большому счету, пересматривать не тянет вообще ничего (ни разу за предыдущие года такого не было). Надеюсь, через год уровень достигнет прежней планки, хотя бы по принципу «а давайте срочно делать клипы на АБ10, там ведь на халяву почти призы дают!»
Собственно, мне впервые дали первое место на нашем амв-контесте. Клип сделал ровно год назад, после АБ08, и держал в загашнике год. Давно хотел сделать трейлер – работа над ним была весьма приятной и ненапряжной, а результат мне очень нравится (кроме одного кадра, где было лень править кривой липсинк).
* * *
Так вот. Примерно таким и получился шестой ежегодный фестиваль АзияБриз 2009. Получился хорошим, я считаю. На мой взгляд, аниме-фест не должен каждый раз поражать воображение новизной формата, сверхоригинальными решениями и ходами. Задача оргов – предоставить качественно организованную площадку для выступлений косплееров, караокеров, файтеров и всех прочих подвидов анимешников. Фест – это контент, а не форма. Форма на этот раз была вполне приличная, контент – тоже. Значит, мероприятие удалось.
Как говорится, до встречи на ЧФ10. А я пока пойду готовиться к уфимскому фестивалю.
P.S. Насчет приобретения сборника материалов по АБ09 можно начинать меня теребить не раньше чем через месяц. По мере продвижения работы информация будет появляться везде, где можно (клубное сообщество, сайт и т.д.). По вопросам предоставления материалов для сборника – можете смело обращаться уже сейчас