
Навеяно недавним разговором о.
Если раньше придерживался сдержанно-отрицательного мнения «в сетевом маркетинге полно фриков и откровенного кидалова, но в определённых случаях это может являться адекватной схемой распространения товара/услуги», то теперь, поразмыслив, пришёл всё-таки к выводу, что вообще любая MLM-движуха является по сути своей аморальной и деструктивной для личности.
Критерий здесь простой – нужен ли кому-либо предлагаемый товар сам по себе, без лишней шелухи про «свой бизнес» и неминуемые золотые горы, или нет. В лучшем случае это будет обычный товар с завышенным в разы ценником и мнимыми сверх-свойствами (см. Amway), в худшем – какая-нибудь совершенно бесполезная химера, чтобы уж совсем стыдно «ничего» впаривать не было (типа TalkFusion). В чистом виде сферического коня в вакууме этот подход доведён до абсолюта в МММ – где честно заявляется, что предметом распространения является всамделишное «нихуя», но при этом сетевая схема успешно работает (хоть и недолго).
Особенно смешно выглядят заявления о том, как метод «прямых продаж» позволяет снять лишнюю наценку с товаров – при том, что по факту стоят эти товары совершенно конские суммы из-за необходимости отстёгивать вознаграждение всем звеньям в цепочке «успешных сетевых бизнесменов». Короче, все эти пустые разговоры призваны скрыть один простой факт – в сетевом маркетинге на самом деле продают не товар, а мечту о хорошей жизни. А всякая посуда, косметика и прочие шампуня идут исключительно в нагрузку.
Мечта заключается в том, чтобы ничего не делать и было много денег. Называется это «пассивный доход». Именно за этим люди приходят в MLM, и именно это им обещают рекрутеры с горящими глазами. Увы, здесь же кроется и главное наебалово: из всех соображений (математических, статистических, да хотя бы и здравожитейских) однозначно вытекает, что сколь-нибудь нестыдную сумму заработать сможет несравнимо малый процент, основная же масса вступивших людей только попусту потратит время, деньги и нервные клетки.
Забавно, что главный аргумент «успешных наебизнесменов» заключается в сентенции «хватит работать на дядю». Наёмный труд при этом выставляется уделом недалёких и зашоренных неудачников, противопоставляющихся индивидам, вставшим на целительный путь «создания своего бизнеса». На самом же деле, в контексте «дяди» сетевики находятся даже в более плачевном положении – они не только очевидно работают на него, но ещё и, фигурально выражаясь, продают ему душу. Так как чтобы долгое время крутиться в сетевом маркетинге, необходимо наивно уверовать в целую философско-религиозную систему, которая под давлением общины единомышленников и различных специальных материалов закачивается новым адептам напрямую в мозг. А это, как ни крути, гораздо страшнее.
Аморальность сетевого маркетинга заключается в том, что такой вид распространения практически всегда неразрывно связан с круговоротом лжи, на котором он по сути и держится. Сначала новоприбывшему лгут о том, что он здесь разбогатеет. Тот в свою очередь лжёт своим родственниками, друзьям и знакомым. Да и себе самому приходится постоянно лгать (можно ещё называть это красивым словом «мотивировать»). Мараться в подобном – у приличных людей никакого желания быть не должно, я считаю.
А Амвэй, кстати, действительно неплохие товары делает. Но не настолько суперуникальные, конечно, как они пытаются вещать.
Я напишу здесь свою боль. Год-полтора хорошо общались с однокурсником: вместе на парах, вместе прогуливали, в соц.сетях и асечках до утра торчали, в гости друг к другу ходили. У него дома хорошо и богато, родители работают с этим вот Amway (первые в городе начали распространять и, вроде как, неплохо подняли с него). Однажды этот парень зарядил лекцию о полезности Амвей часа на два, а потом спросил приду ли я на их презентацию. Отказалась, и с той поры я ему не друг. Было очень странно.