Энди В.: – А давайте снимем кино про избранного, который возглавляет борьбу подпольного сопротивления против антигуманного тоталитаризма в будущем?
Том Т.: – Ребята, такое уже где-то было.
Энди В.: – Да плевать, звони Хьюго Уивингу. И ещё хочу погоню на антигравитационных кораблях.
Лана В.: – И чтобы мужики баб играли!
[Том Т. вздыхает]

«Облачный атлас» сочетает в себе немало любопытных фактов, способных заинтриговать ещё до собственно просмотра. Этот кинопроект-долгострой является экранизацией книги, снятой в Германии аж тремя режиссёрами сразу с участием американских, британских и китайских актёров. Довольно внушительный бюджет в сто миллионов долларов был собран из самых разных источников – от немецкого правительства до личных средств экс-братьев Вачовски – что позволяет поместить фильм в странную категорию «инди-блокбастер».
При этом в американском прокате кино с треском провалилось, тогда как в России оно показывает относительно неплохие сборы. Мнения зрителей же разделились на полные противоположности: одни восторженно рекомендуют фильм всем друзьям, другие называют пафосной и претенциозной пустышкой.
Отчасти такая полярность мнений связана с форматом картины, состоящей из шести косвенносвязанных историй, которые мелко нашинкованы чуть ли не по отдельным сценам и замешаны в густую солянку (про такие обычно говорят – «ложка стоит»). Приём не новый, его побочным (точнее даже, желаемым) эффектом является необходимость постоянного приложения определённых усилий со стороны зрителя по увязыванию происходящего в единое целое и угадыванию авторского замысла. Сложностей, однако, в данном случае это больших не представляет – ближе к концу все нехитрые идеи оказываются высказаны прямо «в лоб», что несколько лишает их ценности и разочаровывает своим дуболомным подходом.
Истории сами по себе, кстати, тоже местами весьма интересны. Они разительно отличаются не только хронологией (от 19-го века до постапокалиптического будущего непонятного временного отрезка), но и жанрами – здесь есть приключения, драма, детектив, комедия, антиутопия и фантасмагорическая притча. Особенно приятно смотрятся комедийные похождения чудесного Джима Броадбента в современной Англии (за авторством Тома Тыквера) и фирменная «матричная» фантастика от Вачовски про бунт работницы общепита против системы.
Без проведения параллелей с «Матрицей» обойтись здесь будет сложно – и выражаются они не столько во внешней эстетике одной из историй и опять грозно хмурящем брови Уивинге, сколько в определённом сходстве идей. В «Матрице» избранный проходил испытание неоднократным выбором и через это обретал просветление и способность влиять на судьбы мира. В «Облачном атласе» идея получает дальнейшее развитие: избранным оказывается не столько кто-то конкретный, сколько все вместе, и каждый индивидуальный выбор не хуже взмаха крыльев брэдбериевской бабочки необратимо меняет мир. Избраны я, ты, вон тот мужик в шляпе и даже пробегающая мимо собачка. Более того, под определённым углом обзора выясняется, что грань между всеми вышеперечисленными как отдельными индивидуумами крайне тонка.
В общем, идейно фильм довольно последовательно излагает индуистские понятия кармы и реинкарнации. Впрочем, если вы (подобно мне) стоите на твёрдо атеистической мировоззренческой позиции, то кино оставляет вам возможность трактовки происходящего и в качестве метафорического изображения важности морального выбора, а также жизни идей и поступков после смерти их авторов.
Одной из самых обсуждаемых «фишек» фильма является использование одних и тех же актёров в куче разных ролей (с применением тонн грима) – фактически, все они смогли отметиться почти в каждой из шести историй. Помимо наиболее очевидного последствия в виде популярной игры «угадай кто здесь кто», это режиссёрское решение является пожалуй наиболее интересным отличием от книги. Каждую линейку актёркарнаций можно обсудить с точки зрения их кармического пути – от неуклонного нарастания хорошести/злобности, до постоянной амбивалентности с наглядной иллюстрацией сражения совокупных последствий всех хороших и плохих поступков души в финале.
Подводя итог: лично мне фильм понравился – как достаточно смелая и необычная картина, которую интересно смотреть и интересно обсуждать. Если же вы, идя в кино, ожидаете увидеть бездну откровений и философских смыслов, то опасайтесь разочарования – это развлекательное кино, смысловое наполнение как таковое здесь значительно менее интересно, чем художественные приёмы его воплощения.
8 из 10
Том Т.: – Ребята, такое уже где-то было.
Энди В.: – Да плевать, звони Хьюго Уивингу. И ещё хочу погоню на антигравитационных кораблях.
Лана В.: – И чтобы мужики баб играли!
[Том Т. вздыхает]

«Облачный атлас» сочетает в себе немало любопытных фактов, способных заинтриговать ещё до собственно просмотра. Этот кинопроект-долгострой является экранизацией книги, снятой в Германии аж тремя режиссёрами сразу с участием американских, британских и китайских актёров. Довольно внушительный бюджет в сто миллионов долларов был собран из самых разных источников – от немецкого правительства до личных средств экс-братьев Вачовски – что позволяет поместить фильм в странную категорию «инди-блокбастер».
При этом в американском прокате кино с треском провалилось, тогда как в России оно показывает относительно неплохие сборы. Мнения зрителей же разделились на полные противоположности: одни восторженно рекомендуют фильм всем друзьям, другие называют пафосной и претенциозной пустышкой.
Отчасти такая полярность мнений связана с форматом картины, состоящей из шести косвенносвязанных историй, которые мелко нашинкованы чуть ли не по отдельным сценам и замешаны в густую солянку (про такие обычно говорят – «ложка стоит»). Приём не новый, его побочным (точнее даже, желаемым) эффектом является необходимость постоянного приложения определённых усилий со стороны зрителя по увязыванию происходящего в единое целое и угадыванию авторского замысла. Сложностей, однако, в данном случае это больших не представляет – ближе к концу все нехитрые идеи оказываются высказаны прямо «в лоб», что несколько лишает их ценности и разочаровывает своим дуболомным подходом.
Истории сами по себе, кстати, тоже местами весьма интересны. Они разительно отличаются не только хронологией (от 19-го века до постапокалиптического будущего непонятного временного отрезка), но и жанрами – здесь есть приключения, драма, детектив, комедия, антиутопия и фантасмагорическая притча. Особенно приятно смотрятся комедийные похождения чудесного Джима Броадбента в современной Англии (за авторством Тома Тыквера) и фирменная «матричная» фантастика от Вачовски про бунт работницы общепита против системы.
Без проведения параллелей с «Матрицей» обойтись здесь будет сложно – и выражаются они не столько во внешней эстетике одной из историй и опять грозно хмурящем брови Уивинге, сколько в определённом сходстве идей. В «Матрице» избранный проходил испытание неоднократным выбором и через это обретал просветление и способность влиять на судьбы мира. В «Облачном атласе» идея получает дальнейшее развитие: избранным оказывается не столько кто-то конкретный, сколько все вместе, и каждый индивидуальный выбор не хуже взмаха крыльев брэдбериевской бабочки необратимо меняет мир. Избраны я, ты, вон тот мужик в шляпе и даже пробегающая мимо собачка. Более того, под определённым углом обзора выясняется, что грань между всеми вышеперечисленными как отдельными индивидуумами крайне тонка.
В общем, идейно фильм довольно последовательно излагает индуистские понятия кармы и реинкарнации. Впрочем, если вы (подобно мне) стоите на твёрдо атеистической мировоззренческой позиции, то кино оставляет вам возможность трактовки происходящего и в качестве метафорического изображения важности морального выбора, а также жизни идей и поступков после смерти их авторов.
Одной из самых обсуждаемых «фишек» фильма является использование одних и тех же актёров в куче разных ролей (с применением тонн грима) – фактически, все они смогли отметиться почти в каждой из шести историй. Помимо наиболее очевидного последствия в виде популярной игры «угадай кто здесь кто», это режиссёрское решение является пожалуй наиболее интересным отличием от книги. Каждую линейку актёркарнаций можно обсудить с точки зрения их кармического пути – от неуклонного нарастания хорошести/злобности, до постоянной амбивалентности с наглядной иллюстрацией сражения совокупных последствий всех хороших и плохих поступков души в финале.
Подводя итог: лично мне фильм понравился – как достаточно смелая и необычная картина, которую интересно смотреть и интересно обсуждать. Если же вы, идя в кино, ожидаете увидеть бездну откровений и философских смыслов, то опасайтесь разочарования – это развлекательное кино, смысловое наполнение как таковое здесь значительно менее интересно, чем художественные приёмы его воплощения.
8 из 10