Открывающий фильм новой хоббичьей трилогии Питера Джексона (вышедший почти десять лет спустя завершения «Властелина колец») был встречен критиками неожиданно прохладно – в отличие от фильмов предыдущей трилогии, снискавших редкое сочетание народной любви, признания критиков и золотой кассы. Основных на то причин, на мой взгляд, две: во-первых, уж слишком откровенно не фанатами оригинала являются многие хулители. Оценивая ленту как отдельный объект собственно киноискусства, они забывают, что «Хоббит» фактически получил статус легендарной картины ещё до выхода – на одном только авторитете профессора Толкина и успеха предыдущей экранизации. Поэтому ряд придирок типа «а чего это гномов так много, всех не запомнишь – не могли уменьшить их число что ли?» или жалобы на затянутые начальные сцены пирушки в Хоббитоне выглядят слегка глуповато – ну канон же, разве поднимется рука такое резать?

Во-вторых, сообщество кинокритиков, похоже, недвусмысленно ожидало от «второго сезона» творений Джексона какого-то существенного шага вперёд по сравнению с «Властелином колец» – ну или хотя бы в сторону, на худой конец. А получили, по факту, тех же щей (да погущей). При том, что структурно по сюжету «Хоббит» и так шибко напоминает «ВК» (Шир => Встреча с Гэндальфом => Ривенделл и Элронд => Горы => Схватка с гоблинами), режиссёр ещё более заострил внимание зрителей на параллелях с прошлыми фильмами, дополнительно введя камео уже знакомых нам персонажей типа Галадриэль или Сарумана.

Мне кажется, ход этот абсолютно правильный: хотя в самом «Хоббите» как книге действительно проводится не так много прямых и явных линий к будущим событиям «Властелина колец», привязка эта жизненно необходима для помещения всех фильм в единый контекст. Тем более, что большинство этих «дополнительных сцен» являются отнюдь не отсебятиной, а информацией из написанных Толкиным более поздних источников. С какой истинной целью Гэндальф подбивал гномов на это путешествие, кто там шкерится в тёмной башне Дол Гулдура – зная ответы на эти вопросы, простенькая на первый взгляд история «Хоббита» воспринимается значительно интереснее.

Положительно можно оценить и грамотно смещённые Джексоном акценты в подаче истории. Если в книге мотивы гномов выглядят часто слегка плосковато и весь дискурс крутится почти исключительно вокруг несметных подгорных богатств и жадности, то в фильме на первый план выходит сионистский квест гномов по возвращению себе исторической родины. Что, согласитесь, предлагает гораздо больше поводов включиться в историю и посопереживать героям.

Ряд сцен передан в фильме просто со стопроцентным попаданием. В первую очередь это игра в загадки с Голлумом – однозначно 10 из 10. Эпизод с песней гномов в доме Бильбо неизменно запускает вереницы мурашек вдоль позвоночника (да и вообще пролог и вся начальная часть сделаны весьма достойно). Концовка тоже порадовала, а вот в середине многие моменты показались пресноватыми и невызывающими эмоций – особенно всякие экшен-вставки по принципу «всё мельтешит, все куда-то бегут, ничего не понятно».

Как бы то ни было, в целом «Хоббит» оставляет вполне положительное впечатление – можно с облегчением сказать: «Всё в порядке, пацаны, мы снова дома». Чтобы сложить окончательное мнение нужно ещё пересмотреть фильм отдельно с повышенной частотой кадров, потом в оригинале, потом режиссёрскую версию... Ну а там и вторая часть подоспеет. С уверенностью могу только сказать, что «Хоббита» несмотря ни на какое ворчание критиков однозначно ждёт признание и любовь зрителей как самого знакового фэнтези-проекта 2010-х годов.

8 из 10

URL
Комментарии
19.12.2012 в 22:34

Эди. Команда "Северная Рыба" Екатеринбург
блин, народ вовсю уже на "Хоббита" ходит =(
рада, что сняли хорошо Оо
21.12.2012 в 18:40

「そして、僕らは…」
Ага... Как смотревший именно high frame rate версию фильма, ответственно заявляю: мельтешение картинки в экшн-сценах удачно сглаживается удвоением скорости, в динамике больше деталей можно рассмотреть благодаря этому. Наблюдая чуть ли не полусекундные смены планов, я как раз беспокоился, можно ли хоть что-то в этом рассмотреть на станадртных 24 кадрах. Хотя, чисто с нарративным "прогибом" в середине я соглашусь - смотрел буквально позавчера, а картина 2-3 актов восстанавливается смутно... Ещё по просмотре уверился в предположении, сделанным ещё летом, когда впервые увидел реальный дизайн гномов, явно омоложенный и как бы "огламуренный" по сравнению с каноничными иллюстрациями. Это явно делалось в угоду подростковой аудитории - как же без "местных аналогов" всенародно любимых Леголаса и Арагорна? :)
21.12.2012 в 21:16

CHAGE&ASKA, тоже подумываю сходить на 48-кадровую версию в кино. Только у нас пока ходят слухи, что такую в город ещё никуда не завезли - и даже в заявленных кинотеатрах крутят обычную.

дизайн гномов, явно омоложенный и как бы "огламуренный"

Ну, там "красавчики" реальные - только Торин и Фили, остальные имеют относительно затрапезный вид )
21.12.2012 в 23:35

「そして、僕らは…」
Parkan, Только у нас пока ходят слухи, что такую в город ещё никуда не завезли У нас в Праге HFR 3D версию крутят только в одном зале самого крутого кинотеатра, а обычной 2D, но HFR нет ни одного сеанса. Кстати, проекция исключительно цифровая, вроде бы ни одной киноплёночной копии по всей Чехии. Только 4K, только хардкор :) Любители тёплого лампового "зерна" плюются и негодуют по поводу 48-кадровой картинки "мыльной оперы" :)

"красавчики" реальные - только Торин и Фили - ну их-то зато с лихвой достаточно для целевой аудитории Леголаса :)
06.01.2013 в 18:59

KisloroD-он нужен нам как вода рыбам))
Фильм смотрен в Аймаксе, и на фоне остальных аймакс версий опечалило кар тоновое разложение кадра, Пейзажи как и в ТРОНЕ потрясающе глубокие, но вот все остальное не объемно а как будто вырезано и на разных расстояниях поставлено(