
Новый фильм Тарантино является своеобразным упражнением в отдельно взятом жанре, ну и по совместительству – горячим признанием в любви к этому самому жанру. Приготовленное спагетти своего вестерна Квентин щедро приправляет ярко-красным соусом кровищи, которая фонтанирует из пулевых отверстий густой струёй не менее чем на два метра. Остальные художественные решения не отстают: убитые «плохиши» запросто отлетают под углом в 45 градусов от линии выстрела, а операторская работа изобилует резкими наездами в стиле «драматического суслика». Так что все, кто в детстве не прочь был поиграть «в ковбойчиков», не уйдут из кинотеатра недовольными – накал эстетического удовольствия от стилистики фильма уже сам по себе вставляет не по-детски (о музыке даже не упоминаю – с этим в фильмах Тарантино всё заведомо по высшему разряду).
К счастью, кино радует не только формой – содержание (в жанровых рамках) получилось тоже вполне на уровне. Сюжет фильма развивается на глубоком американском юге за несколько лет до гражданской войны: лощёные потомственные плантаторы живут за счёт труда бесправных масс низведённых до уровня скота негров; ну а присматривают за ними многочисленные представители класса «white trash» с испитыми и рябыми рожами. Вот в такой оптимистичной обстановке и осуществляет свою деятельность док Кинг Шульц – интеллигентный до мозга костей охотник за головами родом из Германии в блистательном исполнении Кристофа Вальца. Для выполнения одного из «госзаказов» Шульцу приходится прибегнуть к помощи освобождённого (им же) негра по имени Джанго – который позже становится его партнёром.
Вообще, для правильного восприятия фильма не помешает иметь определённое представление о той эпохе, в которой происходит его действие. Иначе не очень понятно, отчего вид негра на лошади заставляет мгновенно вытягиваться лица горожан, а доктора Шульца грозят пристрелить нахрен лишь за то, что он пытается поговорить с негром как с человеком, а не как с грязной собакой. С определённого угла зрения кино можно даже назвать разжигающим межнациональную рознь – уж слишком мерзкими упырями являются почти все показанные белые американцы (самым приличным из белых, понятно, является немец Шульц). Поэтому кровавый угар, в который впадает Джанго под конец, выглядит почти что как социальный призыв из анекдота про «перебьём всех белых и заживём по-человечески».
Ну а если копнуть чуть глубже, то оказывается, что главным антагонистом Джанго является отнюдь не психованный плантатор-расист с молотком в руках (ДиКаприо). Главный его противник – это старый и верный негр, которому «ямочки на черепе» не позволяют допустить даже малейшей мысли о том, что нигер может «не быть тварью дрожащей, а право иметь». А Джанго Фримен наоборот – по внутреннему своему убеждению право имеет с самого начала; так что по ходу фильма он его лишь актуализирует постепенно в окружающую действительность (если необходимо – то и путём нанесения багровых граффити на стены белых рабовладельцев). Джанго здесь играет роль архетипа освобождения эпического размаха (неслучайно сравниваемого в фильме с легендарным героем Зигфридом), который в итоге торжествует над укоренившимся архетипом рабства.
Интересно, что кино начинаешь смотреть практически как весёлую комедию, а примерно с середины приходится уже ощутимо напрягаться от показываемой на экране жести. Впрочем, с любой стороны «Джанго» всё равно остаётся фильмом развлекательным по сути – не забывайте просто, что совсем впечатлительных особ отдельные сцены могут излишне впечатлить в нехорошем смысле.
Лично меня фильм крайне порадовал буквально во всех аспектах – тот случай, когда найти недостатки представляется делом непростым (ну ладно, пара сюжетных моментов всё же вызывает вопросы типа «а почему они просто не пошли и не?..», но это можно списать на жанровые особенности). На мой взгляд, «Джанго Освобождённый» – шикарный вестерн, пропускать который нельзя никак.
9 из 10