
В каждом школьном классе неизменно должен существовать некий замыкающий социальную лестницу элемент – это аксиома устройства детского коллектива. Степень давления коллектива на своего наименее уважаемого члена, конечно, может разниться – от лёгких подколов, отстранённой изоляции, до активных и, порой, жестоких издевательств. Дети ведь только по отдельности кажутся милыми няшами; а когда они сбиваются в толпу и взрослых рядом нет – оказывается, что ведут они себя как настоящие звери, тормозов в нужный момент не находя.
Одним из таких опущенцев и является Йозеп – герой эстонского фильма «Класс». Впрочем, в своей роли он долго одиноким не остаётся: решивший однажды за него заступиться Каспар внезапно становится свидетелем своего быстрого перехода из касты «нормальных пацанов» прямиком под шконку. То есть, вчера с тобой все здоровались за руку, а сегодня бывшие приятели встречают тебя разве что увесистым пенделем под зад.
Ключевой темой фильма является моральный выбор между двух зол: отступиться от своего новоприобретённого товарища и вновь присоединиться к улюлюкающей толпе Каспар уже не может по внутренним соображениям приличия и совести, а успешно противостоять вдвоём всем своим озверелым одноклассникам банально не хватает сил. Возникающая задача без правильного решения заставляет зрителя поневоле размышлять о том, как в данной ситуации поступил бы он (а может быть – и вспоминать реальные события из прошлого).
Когда же ситуация накаляется до предела, и градус неадеквата со стороны травителей достигает критических значений, тогда травимые решаются на Немыслимое. По сюжету фильма этот шаг вытекает чуть ли не естественным логическим образом: трудно не одобрять действия почти кругом правых талантливого паренька-задрота и его благородного товарища против окружающих их сволочей. Правда, боюсь, в жизни обычно всё происходит совсем не так, и это самое Немыслимое творят отнюдь не образцы высокой морали, а наоборот – те ещё психопаты. Впрочем, и в кино закономерный финал не оставляет слишком уж много манёвра для рассуждений о правильности подобных действий.
Откровенно невысокобюджетный «Класс» снят в весьма реалистичной манере: как по форме (см. «трясущаяся псевдодокументальная камера»), так и по содержанию – общая обстановка заставляет живо вспомнить школьную атмосферу, а молодые актёры вполне правдоподобно изображают на экране соответствующие переживания. Благодаря грамотному сценарию, наблюдать за происходящим интересно до самого конца; а в правильной компании, я думаю, и обсудить будет довольно любопытно. Рекомендую.
8 из 10
Рысек, там без перегибов, не бесит - смело смотри
forum.kinopoisk.ru/showthread.php?p=4149004#pos...
Точнее, про новый даже здесь:
forum.kinopoisk.ru/showthread.php?t=162352