Главным недостатком прошедшего фестиваля считаю организацию. Организация была не очень. В этой записи постараюсь указать на те моменты, которые необходимо улучшить.

Здесь следует понимать две вещи.

Во-первых, это никоим образом не претензии к организаторам. Все, кто полагают, что орги кому-то что-то должны - странные, скажем так, личности. Фестиваль держится на самоотверженном труде организаторов, которые изо всех сил стараются сделать как лучше. Вопрос только в том, как именно сделать лучше, а не в том, почему все так плохо. Если тебе что-то не нравится - возьмись, и сделай как надо. Поучаствуй финансово. Выполни работу на совесть, сделай хотя бы маленькую частичку фестиваля лучше. Не говори, делай.

Во-вторых, я лично тратить свои время, деньги и усилия на фестиваль не готов. Для меня это всего лишь эпизодическое развлечение несколько раз в год. Организовывать подобное мероприятие - адская работа, и, в моем понимании, не стоит усилий. Остается только порадоваться, что не все считают так, как я, и из года в год фесты все-таки организовывают. Вместе с тем, мое пофигистическое отношение не мешает мне указывать со своей колокольни на то, как надо делать. Дело оргов - прислушиваться или нет к подобной критике.

1. Оргструктура

Есть мнение, что на Птицу слишком много всего завязано в плане решения всяких вопросов на фесте. Понятно, почему. "Если хочешь что-либо сделать правильно, сделай это сам". Однако чем больше разрастается фест, тем труднее ей справляться со всем. Ряд мелких проблем заслоняет собой проблемы большие, и не дают их решать вовремя и правильно. Кроме того, при чрезмерно большом круге ответственности отдельные детали (часто мелкие, но важные) оказывают забыты или утеряны.

По идее, работа Птицы должна заключаться не в решении каких-то проблем, а в расстановке приоритетов, контроле за деятельностью других людей и координации общих усилий.

Она и сама это понимает, конечно - иначе не смогла бы организовать ни одного феста. Увы, пока в этом направлении еще есть куда расти. Нужно найти людей, которые будут отвечать за отдельные, четко определенные части фестиваля. Нужно совершенно четко прописать им их задачи - чего конкретно они должны добиться, каков должен быть результат их работы? Если задачи ответственного за что-то не прописаны максимально конкретно, велики шансы, что они не будут выполнены. Также нужно поставить жесткие сроки контроля выполнения задач. Но главное - это, понятно, личная ответственность за все, что входит в твою сферу. Если выполнение поставленных задач зависит от наличия какого-то оборудования или реквизита - десять раз удостоверься заранее, что это оборудование у тебя будет, и будет в работающем состоянии. Придумай заранее, что делать, если оно работать не будет. Если выполнение задач зависит от других людей - десять раз позвони им и удостоверься, что они понимают свою задачу и действительно выполняют ее. Придумай заранее, что делать, если они тебя подведут - если такая вероятность есть. Короче, делай что хочешь, но обеспечь выполнение поставленных задач.

Я говорю, конечно, очевидные вещи. И очевидно, почему они не работают - потому что не хватает надежных людей. Которые за идею будут брать на себя ответственность и выполнять много работы. Те аспекты феста, на которые нашлись такие люди - они вроде работают хорошо. Типа чайного домика, или ярмарки. Вся остальная аморфная масса ответственности, которая выражается словами "это надо спросить у Птицы", увы, постоянно балансирует на грани фейла.

Рискну предположить, что все-таки хотя бы частично проблема не в отсутствии людей, а в отсутствии лучшего распределения ответственности. По-хорошему, Птице следует сесть и подумать: как я могу МАКСИМАЛЬНО снять с себя любые обязанности? Все, что не требует абсолютно точно вмешательства главного организатора, должно быть делегировано кому-то другому. С одним условиям: делегировано по уму. То есть так, чтобы этот человек имел перед собой кристально ясные задачи и была налажена система контроля за его деятельностью. Грубо говоря, все его задачи и действия должны быть продуманы заранее на предмет "что может пойти не так, что делать в этом случае?" и т.д.

Считаю, что по-другому сделать качественно не получится. Практически все функции Птицы должны быть проанализированы и разделены между другими людьми. Лично она должна решать только самые глобальные вопросы.

Да, я понимаю, что легко говорить так, как я - "надо сделать то, надо сделать это", а на практике реализовать все это нет возможности, да и пытались уже. Но, тем не менее, стремиться к этому надо, изо всех сил. Любая задача, в отношении которой это возможно, должна быть кому-то перепоручена с заранее продуманной возможностью контролировать ход ее выполнения.

2. Что плохо в текущем положении вещей?

Много чего. Фестиваль со взрывной скоростью растет в плане количества участников, качества костюмов и прочего - но старые рамки организации сдерживают его рост и портят общее впечатление. Если не менять что-то уже сейчас, через год станет только хуже. С тем, что было простительно раньше, теперь уже мириться значительно сложнее.

Постоянные задержки, накладки, косяки - то, что к ним все привыкли, отнюдь не оправдывает их. И совершенно правы дэкашные бабушки, когда удивляются, почему мы не пускаем мерзнущих людей внутрь, когда написано, что пускать уже должны. Совершенно непонятно, куда идти в самом ДК, где что находится - ни планов, ни программок никому практически не выдают. Если бы я продавал право почитать свою программку, которую свистнул у Амелии, к концу феста, наверно, смог бы пару порций роллов на эти деньги купить. Это все не претензии - это просто констатация фактов.

Наиболее угнетающе то, что почти все проблемы повторяются в неизменном виде из раза в раз. Значит - что-то не так с самой системой организации. Скажите, кто действительно верил, что открытие задержится меньше чем на полчаса?

3. Бескомпромиссность и безжалостность

Эти два слова должны стать девизом организации фестиваля. Орги должны устанавливать четкие и недвусмысленные правила, эффективно доносить их до всех заинтересованных лиц, обеспечивать возможность им соответствовать, заранее не менее недвусмысленно провозглашать принцип бескомпромиссности и безжалостности в случае несоответствия правилам, и никогда, НИКОГДА не позволять нарушать эти правила. Любой дедлайн - должен быть законом, а может быть даже Библией. Все, что может быть ограничено по времени, должно быть ограничено по времени. Опоздал, не успел, не собрал, не послал, ошибся - твои проблемы, надо было делать заранее, чтобы была возможность исправить свою ошибку. Главное - это абсолютная четкость любых правил, чтобы не возникало никаких сомнений в том, в каком случае они нарушены и что нужно делать, чтобы им соответствовать. Когда это есть, остается только регулярно проявлять безжалостность и не делать никаких скидок. Никому.

Уверен, что одно это должно на порядок поднять степень организованности фестиваля. Когда все продумано и заранее и любое решение, по сути, тоже принято заранее - на месте остается только действовать. Да, на первых порах будет много слез, шишек и истерик. Но потом естественный отбор сделает свое дело - косплеерам и всем прочим причастным личностям придется стать дисциплинированными. Или умереть, хехе +) Ну, в смысле, быть недопущенными до сцены.

Понятно, что принцип бескомпромиссности должен активно применяться и внутри организаторской среды. Дедлайны должны свято блюстись, отчеты о проделанной работе - сдаваться вовремя, заявки обрабатываться когда надо и т.д. Указанные в расписании сроки должны соблюдаться no matter what. Тогда всем будет щасте.

.

Надеюсь, этот пост никого не задел. Просто решил поделиться своими мыслями почти-что-стороннего-наблюдателя. Орги - вы молодцы, и действительно заслуживаете за свой труд огромного "спасибо" от всех анимешников, которых вы из года в год радуете классными аниме-фестами. Уверен, что все проблемы рано или поздно будут решены, и дальше фесты будут становиться только лучше - как оно и было все эти последние годы.

Комментарии
01.03.2009 в 14:51

Как-то давно уже озвучивал мысль, что нужно ужимать программу на 2 часа или больше. Или часть пунктов сделать необязательными на "если останется время".
Про организацию сказано складно. Еще можно нанять целый штаб людей для пиара и поиска спонсоров. Нынешние информационные каналы позволяют заниматься этим практически без затрат. Также было бы полезно завести место, где подробно описывать процесс подготовки к фесту со всеми спорными моментами, с целью поиска людей, которые в решении этих моментов могли бы поспособствовать. Там же организовать отчетность по проделанной работе в формализованном виде.

//Eds76
01.03.2009 в 15:06

Знаешь, а мы как-то писали кто что и к какому должен делать. Все расписали. Но... это было года два назад и сейчас уже никто об этом не помнит. Думаю, надо снова все расписать, если это кому-то надо, конечно...
01.03.2009 в 15:16

Еще можно нанять целый штаб людей для пиара и поиска спонсоров

В течение ближайших полутора лет поиск спонсоров бесполезен =)

Также было бы полезно завести место, где подробно описывать процесс подготовки к фесту со всеми спорными моментами, с целью поиска людей, которые в решении этих моментов могли бы поспособствовать

Да. Пусть хотя бы даже внутреннее место обсуждения будет, типа организаторского форума - уже будет много толку. Чтобы спорные вопросы обсуждались не только в пицце, но и с подключением более широкого круга умов и полной задокументированностью дискуссии.

Там же организовать отчетность по проделанной работе в формализованном виде

Плюсстопицот. Отчеты должны быть регулярные, начиная с месяца до-феста, и кончая зверским разбором полетов по Гамбургскому после. Впрочем, с последним обычно проблем не возникает +)
01.03.2009 в 15:18

hzirafa

Знаешь, а мы как-то писали кто что и к какому должен делать. Все расписали. Но... это было года два назад и сейчас уже никто об этом не помнит. Думаю, надо снова все расписать, если это кому-то надо, конечно...

Это должно быть надо тем, кто все это организовывает. Если круг ответственности не расписан и задачи на записаны - их не существует.
01.03.2009 в 15:21

Parkan Вроде даже один фест так проводили, но не помню... Так что надо всех собирать и расписывать, ага.
01.03.2009 в 17:45

терпение и труд мне не идут (с)
Думаю,те,кто только начинает ездить на фесты ('простые смертные' так сказать :-) ) хоть и замечают косяки в подготовке и проведении фестиваля,но они как-то не обращают внимания на них,наверное поглощены процессом :-) а таких все больше и больше :-) насчет организации...согласна с мнением,что надо расставить людей по ''постам'' чтоб контролировали конкретно что-то одно) а то создается впечатление,что маленькая кучка людей мечется по зданию,ищет отсутсвующих или пытается что-то уладить...) и при этом все равно не успевает)
01.03.2009 в 18:07

Проблема еще и в том, что надежность людей на любом участке проверяется только на практике. Думаешь, тех же косплееров ровно в 9-00 не начали запускать просто так, что ли? Те, кто должен был сидеть на продаже билетов, банально не явились вовремя, хотя рекомендовали их как прямо таких уж хороших и ответственных.
01.03.2009 в 18:12

терпение и труд мне не идут (с)
Ну это вечная проблема...даже проверенные люди могут по какой то причине случайно налажать) тут уже конечно,ничего не поделаешь... Хотя можно оставить стратегический запас людей или доставлять этих людей со спецназом на рабочее место,но этим никто не будет заниматься)
01.03.2009 в 18:38

[=~Natsuo~=] Есть разница между случайностью и безответственностью.

----------
Я просто к чему это: накладки были, есть и будут всегда, потому как человеческий фактор отмене не поддается. Возможно, имеет смысл назначить отдельного человека, который будет носиться по всему зданию и непрерывно контролировать, чтобы все работники были на местах вовремя. Кого-то нет - звонком или просто бодрой рысью до руководителей групп (типа начальника охраны/старшего администратора/и т.п.) или просто ближайшего свободного работника - и отправлять замену. Пока что примерно то же самое делает Птица, поскольку все мелкие проблемы в итоге стекаются тоже к ней.
01.03.2009 в 18:52

терпение и труд мне не идут (с)
Эм...да,точно) идей-то полно,надо уже что-то делать *е-мое...и ЭТО говорю Я))*
01.03.2009 в 22:17

Подпишусь практически под каждым словом... даже вроде помницца я такое говорил =)

По работе за сценой ксатти все довольно четка расписанно кроме одного. Кто следит за временем и кто решает резать или нет кого-то?
02.03.2009 в 12:44

ми-тян (митранда). Команда "Северная Рыба" Екатеринбург
Совершенно непонятно, куда идти в самом ДК, где что находится - ни планов, ни программок никому практически не выдают
ага(( это очень обидно( я совсем запуталась с этими лестницами, а о программе узнавала от флаффи и второй помощницы, благо, что они выкладывались на двести процентов в поиске косплееров..

Думаешь, тех же косплееров ровно в 9-00 не начали запускать просто так, что ли? Те, кто должен был сидеть на продаже билетов, банально не явились вовремя, хотя рекомендовали их как прямо таких уж хороших и ответственных.
:-( а ведь из-за этого столько косплееров потом переодевались, боясь, что не успеют к открытию.. а ведь без них и фест-то начать нельзя(
02.03.2009 в 16:51

Milena_Tori

Думаешь, тех же косплееров ровно в 9-00 не начали запускать просто так, что ли? Те, кто должен был сидеть на продаже билетов, банально не явились вовремя, хотя рекомендовали их как прямо таких уж хороших и ответственных

Тем не менее, их приход нужно было заранее проконтролировать и заранее посадить на их место замену. К чему я веду: для всего, что может пойти не так, должен быть загодя приготовлен резервный план.
02.03.2009 в 17:41

mitranda
а ведь из-за этого столько косплееров потом переодевались, боясь, что не успеют к открытию
Угу, а мне оданги просто в пожарном темпе крутили.

Parkan
для всего, что может пойти не так, должен быть загодя приготовлен резервный план
Да кто б спорил-то. Отдельного человека для решения таких вопросов все-таки надо, имхо. Потому как Птица, которая бегает и ловит старшего администратора на тему "Срочно дай на замену кого-нибудь из своих!!!" - это неправильно.
02.03.2009 в 20:25

Все правильно Паркан... все... и проговаривается это каждый раз, перед каждым фестом, только... остается это все на словах - по одной простой причине...
все считают - что они НИКОМУ НИЧЕМ НЕ ОБЯЗАНЫ... все... этим все сказано!
начинаешь что-то писать, распределять обязанности, следить, требовать - обижаются, причем на полном серьезе и на долго... и в итоге получается - что надо это только нам и еще паре людей и все... 5-6 человек для организации феста такого уровня... ну ты сам понимаешь.

в итоге приходится раздавать задания по возможности, а отслеживать их выполнение уже просто не получается... нету ни времени, ни возможности... да и просто доставать уже начинает - когда человек берется за что-то, потом пропадает, не берет телефон, не отвечает на смски, кормит завтраками... а за день до феста сообщает что у него "не получилось"... и приходится самим искать/делать/бежать/звонить...

на все случаи резервных вариантов не придумаешь... я согласен что они нужны - но тогда все, вообще все функции организации должны выполнять не мы, мы должны только распределять, следить и обрабатывать результаты....

ты мне кстати подал очень хорошую идею - и на собрании оргов (неформальном квартирнике) я ее выскажу... будем вводит программирование в организационную деятельность =)

а косплееров.... я 4 год смотрю на это все дело... и не суюсь =) ибо косплеем занимается Птичка - и она в этом понимает всяко больше меня.... но в этот раз они меня серьезно достали (частично касается и РиР, но только в плане подготовки сцены, а не выступлений и подготовки к самому фесту, тут они пример всем и каждому), поэтому за соблюдением правил подачи заявок теперь буду следить Я... и пусть попробуют вякать - у меня разговор короткий - "лес по направления на север, в 2х километрах"!
ибо задрало...
02.03.2009 в 20:26

тьфу блин... предыдущий пост от меня... Алонера
совсем забыл подписаться =)
там и так понятно.. но на всякий случай =)
02.03.2009 в 20:27

Потому как Птица, которая бегает и ловит старшего администратора на тему "Срочно дай на замену кого-нибудь из своих!!!" - это неправильно.

А почему это делает не главный администратор, раз это его подчиненные О_о
Разве это не его сфера ответственности?
02.03.2009 в 20:35

Bakari Ну, когда звучит вопрос "У тебя есть свободные люди?", как-то само собой напрашивается вывод, что контролировать сей момент должен был кто-то другой. Может, я ошибаюсь, конечно, но именно так оно выглядело.

Алонер, по манере выражаться ты опознаешься на раз. :D
02.03.2009 в 20:38

Кто сильно желает подняться наверх, тот придумает лестницу
Bakari , а вот и не понятно. Формально у нас те, кто продают билеты, вообще непонятно кому подчиняются. И "главного" между собой у них тоже нет. Косяк, надо исправлять.
И дописать уже, наконец, функции гл. адмиистратора...
02.03.2009 в 20:40

Bakari

А почему это делает не главный администратор, раз это его подчиненные О_о
Разве это не его сфера ответственности?


Потому что ему никто не выдал чек-лист, где значится "Твоя ответственность - чтобы ровно в 9:00 на такой-то вход начали запускать косплееров. Ты лично ответственен за то, чтобы регистраторы оказались на своих местах минимум за час до этого срока. Чтобы списки, билеты, сдача и прочее оказались там к нужному времени. Чтобы там стояла охрана, которая будет не пускать безбилетников"

Иными словами, ответственного за осуществление своевременного запуска не было. Точнее, ответственность была равномерно размазана по всем, от кого это зависело: от регистраторов, от охраны, администраторов и т.д. Если бы все идеально выполняли свои обещания, то это бы работало. Но так никогда не бывает. Поэтому ответственность должна быть четко повешена на конкретного человека, и он должен это осозновать. Заставить что-то произойти может только конкретный человек.
02.03.2009 в 20:43

Алонер

Я тебя прекрасно понимаю, ибо знаю, как ведут себя люди.

Увы, тут нужна предельная жесткость - если обижаются, это их проблема. И не питать надежд на то, что необязательный человек перед фестом вдруг исправится. Завалил срок раз, два - надо срочно искать другой выход.

Ну и это - как уже говорилось, перевод отношений на денежную основу может сильно помочь.